Адорно Теодор

Адорно Теодор
(1903-1969) - немецкий философ, социолог, музыковед. Представитель Франкфуртской школы. Адорно, один из самых сложных мыслителей XX века, родился в богатой семье Визенгрунд во Франкфурте-на-Майне. В возрасте 21 года защитил докторскую диссертацию по феноменологии Гуссерля.

В это же время он проявлял незаурядные способности в музыке, которые ему передала, вместе с именем Адорно, его мать, бывшая оперная певица, по происхождению корсиканка. Адорно интенсивно изучал технику игры на фортепьяно в кружке, образованном в Вене вокруг Арнольда Шенберга, создателя атональной музыки. Но его интерес к теоретическим социальным вопросам никогда не ослабевал, и он стал сотрудничать с Франкфуртским институтом социальных исследований, в особенности после назначения его друга Хоркхаймера директором этого института.

В этот период в Институте начала складываться так называемая Франкфуртская школа, занимавшая позиции неомарксизма. Для Адорно этого времени также были характерны марксистские взгляды, сформировавшиеся в основном под влиянием работы Д.Лукача «История классового сознания» (1923), в которой разрабатывалось ключевое понятие «овеществление», означавшее процесс превращения социальных отношений в качества вещей. Это как раз то, что Маркс называл «товарным фетишизмом» и что впоследствии стало краеугольным камнем всего творчества Адорно. В одной из своих первых работ он писал, что социально-критическая функция музыки состоит в ее отказе представлять, быть эквивалентом чего-нибудь, даже выражать политическую борьбу в капиталистическом обществе. Придать музыке большее значение означает, по его мнению, овеществить ее, совершить над нею харакири.

В 1933 г. Адорно эмигрировал в Англию, а затем в Америку, где и работал в Нью-Йорке во вновь созданном Хоркхаймером Институте социальных исследований и в его журнале. В 1941 г. он переезжает в Калифорнию, где в то время находились многие выдающиеся деятели, изгнанные или уехавшие из Германии, в том числе Томас Манн, который использовал музыкальные знания Адорно при написании романа «Доктор Фаустус».

Под влиянием «Кризиса европейских наук» Гуссерля Адорно совместно с Хоркхаймером создал труд «Диалектика просвещения» (1947), в котором развивал идею, что «свет разума» (выражение Ф.Бэкона) современного общества внезапно погас перед критикой своей собственной структуры, став таким образом новой и опасной мифологией, подчиняя мир тоталитарному технологическому господству. В этой работе авторы показали, что процесс овеществления стандартизирует продукты культуры, вырабатывает у людей стереотипные реакции и клише в области мышления. Хотя здесь и критиковался марксовский техноцентризм, усвоенный им у Маркса «товарный фетишизм» доводился до философских и научных обобщений.

Вместе с Хоркхаймером Адорно был создан труд «Авторитарная личность» (1950), в котором дан философский, социологический и психоаналитический анализ различных типов личности в зависимости от склонности принять или не принять авторитарный тип руководства. В это время Адорно уже вернулся в Германию, участвовал в восстановлении Института социальных исследований, преподавал в Университете во Франкфурте.

На конференции Германского социологического общества в 1961 г. Адорно организовал «диспут о позитивизме». На этом диспуте один из активных критиков позитивизма Карл Поппер утверждал, что процесс познания происходит путем отбрасывания принятых теорий как несовместимых с фактами и выдвижения новых теорий, способных объяснить эти факты. В свою очередь Адорно отвергал этот «критический рационализм» Поппера, рассматривая эту концепцию как вариант позитивизма, так как несовместимость теорий с «фактами» была, по его мнению, необходимым выражением объективной антагонистической социальной реальности и именно последняя, а не изолированные Теории, должна быть критикуема и ниспровергнута. Адорно полагал, что это как раз и создает основы «критической теории общества», которая была заложена еще в 1930-х годах Хоркхаймером и теперь называлась «Франкфуртской школой».

В 1966 г. Ддорно публикует «Негативную диалектику», в которой дает развернутое изложение своих взглядов на характер диалектического развития общества и философии. В обществе, по его мнению, господствует негативность, которая является отрицанием как определенной системы понятий, так и реальности. Диалектика Гегеля и Маркса, с точки зрения Адорно, недостаточно негативна, так как результатом отрицания отрицания у них является позитивность. Негативная диалектика для Адорно - это «логика распада», которая приводит к всеобщему разрушению и гибели, при этом она должна обратиться и против себя самой. Методологическая роль «негативной диалектики» состоит в разработанной Ддорно критике культуры. По его мнению, в том или ином типе философского мышления бессознательно зашифровывается социально-историческая действительность, и эти шифры социального находят свое выражение в произведениях тех или иных мыслителей и писателей, которые представляют, по его мнению, ложную идеологию.

Критически рассматривая роль разума в общественном развитии и политические проблемы современности - тоталитаризм, антисемитизм и др.,- Ддорно полагает, что деятельность разума приводит к уничтожению самого себя. Поэтому, по его мнению, лишь искусство может обнаружить в себе «второе мышление», способное противостоять технической рациональности. Искусство в лице писателей, подобно Прусту, Валери, Кафке, Беккету, Седину, художников, подобно Кандинскому, Клее, музыкантов, подобно Д.Веберну, способно путем изобретения новых форм сказать «нет» миру потребления.

В 1949 г. Ддорно публикует «Философию новой музыки», в которой, защищая новую венскую школу в лице Д.Шенберга, Д. Берга, развивает на примере музыки свои идеи негативной диалектики. Задача искусства, по Ддорно, состоит в отрицании позитивного утверждения. Отрицание всего приводит в конце концов к отрицанию смысла, в частности в искусстве - к театру абсурда С.Беккета. Ддорно писал: «Я изучал философию и музыку. Вместо того, чтобы выбирать между ними, меня всю жизнь не покидало ощущение, что там и там я занимался поисками одного и того же».


Великие философы: учебный словарь-справочник. — М.: Логос. . 1999.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Адорно Теодор" в других словарях:

  • Адорно, Теодор — Теодор Адорно Theodor Ludwig Wiesengrund Adorno Дата рождения: 11 сентября 1903(1903 09 11) Место рождения …   Википедия

  • АДОРНО ТЕОДОР У. — АДОРНО ТЕОДОР У. (Adorno, Theodor W.) (1903–69) Немецкий философ, лидер франкфуртской школы (Frankfurt School) и представитель критической теории марксизма . Получивший известность как философ, он также много писал о музыке и эстетике. Основные… …   Политология. Словарь.

  • Адорно, Теодор — (Adorno) (Визенгрунд Адорно) (1903 1969) немецкий философ, представитель франкфуртской школы, музыкальный критик. Социально политическая проблематика представлена у Адорно, прежде всего, в коллективном труде «Авторитарная личность» (1950),… …   Политология. Словарь.

  • Адорно, Теодор — АДОРНО (Adorno) (Визенгрунд Адорно) Теодор (1903 69), немецкий философ, социолог, музыковед. Представитель франкфуртской школы. Выступил с критикой культуры и общества (“Диалектика Просвещения”, 1948, совместно с М. Хоркхаймером) и идеями… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Адорно Теодор — Визенгрунд Адорно, (Adorno) (1903 1969), немецкий философ, социолог, музыковед. Представитель франкфуртской школы. Выступил с критикой культуры и общества («Диалектика Просвещения», 1948, совместно с М. Хоркхаймером) и идеями «отрицательной… …   Энциклопедический словарь

  • Адорно Теодор — Адорно (Adorno) Теодор [фамилия отца ‒ Визенгрунд (Wiesengrund); А. ‒ фамилия матери] (11.9.1903, Франкфурт на Майне, ‒ 6.8.1969, Бриг, Швейцария), немецкий философ, социолог и музыковед. В 1931‒33 доцент Франкфуртского университета. После 1933 в …   Большая советская энциклопедия

  • АДОРНО ТЕОДОР — (Adorno, Theodor) (1903 1969) немецкий социальный философ, социолог, музыковед и один из ведущих членов Франкфуртской школы критической теории. Его эписто мологические работы, а также критический анализ современного общества и Массовой культуры… …   Большой толковый социологический словарь

  • АДОРНО Теодор — (ADORNO, Theodor) (1903 1969) Представитель Франкфуртской школы. Адорно большую часть жизни провел в родной Германии. После бегства из нацистской Германии в период с 1934 по 1960 гг. проживал в основном в Соединенных Штатах. Адорно имел обширный… …   Социологический словарь

  • АДОРНО ТЕОДОР — (1903 1969) – представитель франкфуртской школы философии техники, акцентирующая своё внимание на её гуманитарную направленность. Школа сложилась в Германии 1930 1940 х  гг., но в связи с приходом фашистов к власти большинство её представителей… …   Философия науки и техники: тематический словарь

  • АДОРНО (ADORNO), ВИЗЕНГРУНД-АДОРНО Теодор (1903-1969) — немецкий философ, социолог, музыковед, композитор. Один из ведущих представителей Франкфуртской школы, внес крупный вклад в эстетику модернизма. Творческую деятельность А. начал уже в 17 летнем возрасте с опубликования первой критической статьи… …   История Философии: Энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»